Заочное образование требует довольно большой ответственности от студента. В отсутствие ежедневного контроля ему нужно самостоятельно успевать изучать предмет, не откладывая на потом, на последние дни перед сдачей экзамена. Но преимуществом таких программ является возможность работать, уезжая на сдачу экзаменов только во время учебного отпуска.
Это очень большая ценность для современного человека. Ведь главная наша проблема — это катастрофическая нехватка времени. И немногие могут себе позволить не работать, посвящая все свое время лишь усвоению теоретических фундаментальных знаний.
Развитие информационных технологий, электронных библиотек и подобных новинок значительно упрощают дистанционное образование. Обычно вузы предоставляют своим студентам, в т. ч. заочникам, пароли к крупным библиотекам наподобие РНБ и РГБ, в т. ч., к отделу диссертаций. Некоторые вузы проводят для студентов онлайн-семинары, которые позволяют собрать студентов перед мониторами в то время, как преподаватель перед веб-камерой рассказывает о предмете и наглядно демонстрирует примеры.
Студент может одновременно получать и больше одного образования, хотя не следует гнаться за количеством дипломов, а разумнее сосредоточиться на освоении одной выбранной специальности. Заочное обучение не мешает основной работе и одновременно помогает усваивать знания путём практики.
Во время учёбы на дневном отделении студенты старших курсов пытаются подрабатывать, в т. ч. по будущей специальности, но это может отнять время у очного образования. Люди же состоявшиеся, знающие свою работу, могут расти профессионально благодаря дистанционному обучению.
Принятая в России Болонская система образования позволяет людям с высшим образованием (бакалавриат и специалитет) получать ещё одно высшее (магистерское) образование за два года очного обучения или два с половиной заочного. При этом специальность магистратуры не привязывается к специальности предыдущей ступени образования. Если человек не смог в юности исполнить свою мечту и сразу поступить на выбранный профиль, но затем заработал денег на магистратуру, он может получить магистерский диплом уже по желанной специальности (а магистратура выше специалитета, это «высшее после высшего»).
Для людей с научным складом характера именно дистанционное образование предпочтительно, потому что оно даёт автономию от преподавателя и свободу научного поиска. Экономия драгоценного времени и возможность не бросать работу во время обучения — вот главные премущества таких программ!