Законодательством предусмотрен ряд процедур, позволяющих урегулировать спор между хозяйствующими субъектами без суда. При правильном использовании этого правового инструмента компания получает отличное средство для защиты своих интересов.
Законодательством установлен процесс решения спора. Это может быть претензионный, либо предусмотренный договором иной порядок. Спор передается в суд только после его соблюдения. Некоторые нормативные акты содержат прямое указание на необходимость прохождения досудебной процедуры, тем более что сейчас стало обычной практикой указание в тексте договора обязательства решать все разногласия путем переговоров, а также обязательность соблюдения претензионного порядка.
Направление претензии является одним из методов разрешения конфликтов между фирмами, который предшествует подаче искового заявления в Арбитражный суд, тем более что в АПК РФ прямо прописана необходимость указания в исковом заявлении сведений о соблюдении сторонами досудебной процедуры, если она предусмотрена законом или контрактом. Есть и другие способы решения конфликтов в сфере экономической деятельности, например, направление требования об уплате до обращения в судебные инстанции, подача жалобы или заявления в вышестоящую инстанцию.
Следует обратить внимание на содержание претензионных требований. В законе нет четких указаний, однако, исходя из сложившейся практики, необходимо указывать наименование и реквизиты заявителя и лица, к которому оно направлено. Очень важно правильно сформулировать основание для предъявления претензии, сумму требований и срок для рассмотрения претензии и направления ответа. Необходимо приложить документы, обосновывающие направление требования.
Крупные компании содержат в штате юристов, которые занимаются досудебным решением споров, а вот более мелкие фирмы обычно экономят на этом, поручая заниматься этим кому-то из сотрудников. Подобная позиция может повлечь за собой крайне плачевный результат. Малейшее упущение или неверное изложение сути может привести к затягиванию сроков, а в самом худшем случае конфликт придется решать в суде.
Во избежание усложнения ситуации стоит сразу обратиться за помощью к адвокату, обладающему необходимыми опытом и знаниями. Он соберет все документы, подготовит претензию, проведет переговоры с должником. Профессиональные действия позволят избежать волокиты и максимально быстро урегулировать конфликтную ситуацию.
Сейчас действует процедура медиации — профессиональные «примирители» займутся вашим спором и найдут компромисс, который устроит обе стороны. Соглашение, заключаемое в итоге медиации, имеет силу судебного решения и обязательно для исполнения сторонами. Плюс в том, что не нужно идти в суд и тратить время на процессы, а деньги — на пошлины и судебные расходы.